вторник, 24 мая 2022 г.

 ИСТОРИЯ ДНЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Наследие Кирилла и Мефодия оказало огромное воздействие на культуру славянских государств: Болгарии (а через её посредство – Руси и Сербии), Чехии, Хорватии (впоследней вплоть до новейшего времени сохранялась глаголическая письменная традиция). Разработанная Кириллом и Мефодием письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян Кирилл и Мефодий – символы славянского письма и славянской культуры. Культ Кирилла и Мефодия получил широкое распространение во всех славянских странах, как православных, так и католических (братья были канонизированы вскоре после смерти). Установленный церковью еще в X – XI вв. день памяти Кирилла и Мефодия (24 мая) в Болгарии был превращен впоследствии в праздник национального образования и культуры.

В России празднование Дня памяти святых братьев уходит корнями в далекое прошлое и отмечался он преимущественно церковью. Был период, когда под влиянием политических обстоятельств наступило забвение исторических заслуг Кирилла и Мефодия, но уже в XIX веке эта традиция возродилась. Официально на государственном уровне День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием, в том же году был принят указ о праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 по новому стилю).

В годы советской власти этот праздник был несправедливо предан забвению и восстановлен лишь в 1986 году. Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского иПаннонского.

В 1986 году в Мурманске прошел первый праздник, он назывался «Праздник письменности», в последующие годы праздник проводился в Вологде (1987), Великом Новгороде (1988), Киеве (1989) и Минске (1990).

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением объявил 24 мая Праздником славянской письменности и культуры, придав тем самым ему государственный статус. По своему содержанию День славянской письменности и культуры давно является единственным в России государственно-церковным праздником, который государственные и общественные организации проводят совместно с Русской Православной церковью. В период празднования в Успенском соборе Кремля, во всех храмах России проходят Божественные литургии, крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России, научно-практические конференции, выставки, концерты.

Ежегодно избирался определенный город – своеобразная столица праздника, в которой этот день отмечался особо торжественно. Центром Всероссийских торжеств Дней славянской письменности и культуры были такие города, как Смоленск (1991), Москва (1992, 1993), Владимир (1994), Белгород (1995), Кострома (1996), Орел (1997), Ярославль (1998), Псков (1999), Рязань (2000), Калуга (2001), Новосибирск (2002), Воронеж (2003), Самара (2004), Ростов-наону (2005), Ханты-Мансийск (2006), Коломна (2007), Тверь (2008), Саратов (2009), Москва (2010). В последние годы сформироваласьструктураи определились основные мероприятия Дня славянской письменности и культуры. Ежегодно, вне зависимости от дня недели, администрация области, принимающей праздник, объявляет 24 мая выходным днем. Накануне вечером в главном соборе города служится всенощное бдение, а на следующий день – Божественная литургия в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, за которой следует крестный ход участников праздника к главной площади, где совершается молебен равноапостольным братьям. На официальном открытии оглашаются обращения к многотысячной аудитории Президента Российской Федерации и Патриарха Московского и всея Руси, а также главных устроителей праздника: сопредседателей Оргкомитета – министра культуры России, митрополитаКрутицкогои Коломенского и главы областной администрации. В торжественной обстановке представитель области, где Дни славянской письменности и культуры проходили в прошлом году, передает городу-избраннику переходящий символ праздника – Вечевой колокол. В этот день проходят грандиозные народные праздники на улицах и площадях, концерты, выставки, конференции, круглые столы, демонстрации кинофильмов, открытые уроки в школах и вузах. В мероприятиях, как правило, принимают участие практически все народные художественные коллективы города и области. Традиционно проводится Международная научная конференция «Славянский мир: общность и многообразие». Вечером красочное театрализованное представление на главной площади города торжественно завершает праздничные мероприятия. В рамках Дней славянской письменности и культуры проходит церемония награждения лауреатов Международной премии св. равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учрежденной Международным Фондом славянской письменности и культуры, который существует с 1989 года. Одна из заслуг Фонда – инициатива празднования в России Дней славянской письменности и культуры, приуроченных ко дню памяти Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, ставших всероссийским государственным праздником.

В 2009 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил повысить уровень проведения Дней славянской письменности и культуры, сделав этот праздник более значимым для всего российского общества, а также для украинцев, белорусов и других братских народов. В марте 2009 года участниками выездного заседания оргкомитета праздника в Саратове было принято решение о том, что с 2010 года Дни славянской письменности и культуры будут проходить в Москве. С таким предложением от имени патриарха Московского иВсея Руси Кирилла выступил митрополитКрутицкийи КоломенскийЮвеналий. Предложение о назначении Москвы столицей праздника в 2010 году поддержал министр культуры РФ Александр Авдеев. «Столицей праздника должна быть Москва, поскольку это праздник государственный, церковный, а проводиться он должен как можно активнее по всей стране. В этом смысле его региональными столицами должны стать центры субъектов федерации», – сказал министр. В 2010 году в рамках праздника было запланировано более 40 мероприятий. Традиционно весь май проходят научно-практические конференции, выставки, фестивали искусств, праздничные концерты, встречи с деятелями культуры и науки, театрализованные действия клубов исторической реконструкции, детские паломнические миссии по монастырям Москвы и Подмосковья. Организатором московской части мероприятий выступил Славянский фонд России при поддержке комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. Праздник проходил также при поддержке Русской православной церкви, администрации президента РФ, правительства Москвы, общественных и государственных организаций.

  

ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ. ИСТОРИЯ АЗБУКИ

Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать стены своих жилищ различными рисунками. Так, на стенах каменных пещер можно было увидеть множество изображений птиц, зверей, лодок. Такое письмо называется пиктографией. На рисунках изображали то, что нужно было сообщить. Если рядом нарисованы маленький медведь, стрелка и три палочки, это значит: «В трёх днях пути водятся медведи». Такими рисунками человек украшал и своё тело. Рисунки на теле говорили о числе походов, силе и доблести. Узелковым письмом владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Особенно преуспели в этом жители Перу в Южной Америке. В этой стране и сегодня встречаются пастухи, знающие «язык узелков». К такому типу письма (рисунок-письмо) сегодня можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы городов, государств и т.д.

Известны и другие способы письма. Например, южно-американские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу. К толстому шнуру или палке они крепили шнуры более тонкие. О чём идёт речь узнавали по цвету шнура. Жёлтый цвет означал золото, белый – серебро, красный – воинов. Чем ближе к верёвке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь.Если узел был не окрашен, он обозначал число: простые узлы – десятки, двойные – сотни, тройные – тысячи.Чтобыпрочитать такое письмо нужно было обращатьвнимание на такие детали: толщину шнурка, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет.

 А в Северной Америке индейцы передавали информацию с помощью вампума. На шнуры нанизывали раковины разной формы, окрашенные в различные цвета. Красный цвет означал войну, чёрный – угрозу, белый – мир, счастье, благополучие.

В IIIвеке до н.э. на Востоке появились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. Например, волнистая линия означает воду, а квадратик – камень. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они уже не слева направо, как у нас, а сверху вниз.

В русском письме тоже есть элементы иероглифического письма.Например, знаки «+», «-», «=». Знак «+» можно прочитать по-разному: и как плюс, и как прибавить, и как сложить; знак «-» - и как минус, отнять, вычесть; знак «=» - как знак равенства, равняется, равно.

 Со временем письменность упрощалась. В разных странах стали употреблять один значок для определения одного звука. Так появилось буквенное письмо. Найденный в 1799 году «Розеттскийкамень» позволил французскому историку Ж.Ф. Шампольону сделать замечательное открытие. Он установил, что текст, высеченный иероглифическими письменами, содержал буквенные знаки, которые представляли собой уже не отдельные графемы, а единый алфавит.

Буквы составляют алфавит. Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы – народ, который в Iтысячелетии до н.э. населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.

 Датой рождения славянской азбуки считают 863 год.

Мефодий и Кирилл переработали греческую азбуку и существенно видоизменили её, чтобы в совершенстве передать славянскую звуковую систему. И на основе этих разработок были созданы две азбуки – глаголица и кириллица, последняя получила такое название в честь Кирилла.

В данных о жизни и деятельности братьев Кирилла и Мефодия есть ряд вопросов, на которые и по сей день звучат разные, зачастую противоречивые ответы историков, культурологов, лингвистов, биографов. Например, в науке нет единого мнения по вопросу о том, какую именно азбуку создал Кирилл – глаголицу или кириллицу. Выдвигаются различные гипотезы, но большинство учёных считают, что глаголицу, а кириллицу создали уже его ученики. В любом случае две азбуки практически совпадают по алфавитному составу, по расположению, звуковому значению и названиям букв, но сильно отличаются написанием.

 В первой славянской азбуке – глаголице - было 40 букв. Создали её братья на основе трёх христианских символов – креста, круга и треугольника, независимо от других азбук.

Кириллица насчитывала 43 буквы и включала в себя также и цифры. 25 букв были заимствованы из византийского письма, а 18 появились впервые, чтобы передать звуки, имеющиеся в славянском языке и отсутствующие в греческом. Наши нынешние буквы произносятся и пишутся очень похоже на те, что были предложены братьями.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, переводится как «буква», В – веди, означает «знание», Г – глаголь, Д – добро, Е – есть, Ж – живёте, З – зело… О– он, означает и просто местоимение«он», и по мнению учёных, иносказательно означает Бога: «Им свет стоит». Т – твердо, обозначает «твердь», «крепкий», «нерушимый», «стойкий», «прочный».

В древности люди говорили: «Хорошо знать азбуку, ибо она позволяет ведать и жизнь, и землю, и то, как люди мыслят».image001

Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: «аз» - 1, «веди» - 2, «глаголь» - 3…

 Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, чёткими, лёгкими в написании. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел научиться писать. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма.

На протяжении тысячелетия кириллица несколько раз изменялась. В России этот алфавит прошёл через шесть реформ, важнейшими из которых были преобразования Петра I. Он упростил азбуку – оставил старое написание букв в церковных книгах, а для светских документов ввёл гражданский шрифт, близкий ксовременному, состоявший из 36 букв. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите. В XVIII столетии русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке – Ё и Й.

В начале XX века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году Указом Наркома просвещения. Упразднились буквы: «iдесятиричное», ять, фита, ижица и ер на конце слов.

Сейчас наша азбука, основа которой составлена Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Европейские народы, не имевшие собственного алфавита и взявшиелатинский, до сих пор страдают от неудобства. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами – «ch», «ш» - «sh».

Сегодня кириллица является официальным алфавитом России, Украины, Беларуси, Молдавии, Боснии иГерцоговины, Болгарии, Македонии, а также Монголии, Казахстана, Таджикистана и Киргизии. В Грузии ею пользуются абхазы и осетины. В целом же около шести процентов населения Земли считают кириллицу родным письмом.

 Сейчас во всём мире существует 10 алфавитов, и служат они сотням языков. Многие из них уникальны. Например, японец, который учится читать, должен запомнить не 33 буквы, как русский первоклассник, и не 28, как юный англичанин, а многие сотни иероглифов и ещё две азбуки, которые используются в современном японском письме.

Новая азбука способствовала созданию книг на славянском языке. Первые славянские книги были рукописными. Переписывали их монахи, искусные писцы и художники. Для написания создавались специальные мастерские – скриптории, где переписывались самые важные манускрипты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий