Методическая копилка

Из опыта работы по системно-деятельностному подходу

на уроках русского языка и литературы.

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка  и литературы направлен на:

·        развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

     творческих способностей учащихся путём исследовательской   деятельности;

·        включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

·        усиление практической направленности обучения предметам на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

·        создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;

·        выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.

Все эти задачи по формированию базовых компетенций, УУД при организации деятельного подхода на уроках русского языка и литературы решаются мною  на различных этапах урока с помощью активных форм работы. Многими из них я пользуюсь достаточно давно, они всем известны, но в разрезе деятельностного метода они становятся инновационными.

1.     Технология создания проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация используется мною на этапе самоопределения  к учебной деятельности и актуализации знаний, когда предполагается наличие разных вариантов решения проблем, при постановке учебной задачи, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания.
Так, вводя новое понятие «категория состояния», школьникам предлагается определить части речи в заранее подготовленном тексте. Учащиеся, как правило, ошибочно относят категорию состояния к наречию или краткому прилагательному. Возникает ситуация противоречия между прежними знаниями и явным незнанием нового, что им предстоит узнать: что это за часть речи, которая похожа на известные, но не является им.

2. Технология развития критического мышления.

Для формирования деятельностных способностей на уроках русского языка учителю необходимо постоянно направлять обучающегося на выполнение различных видов речевой деятельности: говорения, чтения, аудирования, письма. Основной единицей обучения русскому языку является текст. Поэтому на этапе работы с текстом целесообразно использовать технологию развития критического мышления. Разнообразные виды деятельности с текстом, система умственных операций  позволяет развить метапредметные умения детей:

§  осуществлять пересказ, редактирование текста;

§  проведение анализа текстов  разных стилей и жанров;

§  объяснение структуры и содержания текста;

§  проведение наблюдения над языковыми особенностями;

§  самостоятельное создание собственных речевых высказываний (по картине, фотоколлажу, рисунку, по схеме, на заданную тему, на основе личных наблюдений).

Эта система операций переносится на все тексты, предлагаемые обучающимся в школьной программе. На любом уровне изучения языка и его единиц, в теории и при выполнении практических упражнений ученик наблюдает прочные связи, усваивает действия для освоения значения, формы и функционирования языковых единиц всех уровней и учится грамотно употреблять их в своей речи. 

Практическая направленность работы над текстом актуальна в свете подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку, особенно часть С. Для целенаправленной работы мы создаем базу алгоритмов по работе с текстом для выявления проблем текста, авторской позиции.

Большая часть работы с лингвистическим материалом на уроке связана с осмыслением теоретических сведений. Подборка заданий  должна нести развивающую функцию, формировать общие способы умственной деятельности: сформулировать тему, заголовок, продумать композицию высказывания, подобрать аргументацию, сделать выводы, а также смоделировать, преобразовать систему объекта – создать план, таблицу, схему.  Создание на уроке таблиц, схем, образов  является  опорой для учебных действий обучающихся по изучаемой теме в достижении предметных и метапредметных результатов.

Учитель направляет ученика на нужное действие, помогает структурировать теоретический материал, найти правильные ответы на поставленные вопросы. Работа с деформированными схемами, таблицами рождает коммуникативную среду, целую палитру общеучебных умений - учит способам деятельности: читать,  выделять главное и существенное в теоретическом материале, запоминать, сравнивать, продумывать речевые модели, читать таблицу, иллюстрировать правило  примерами, составлять лингвистическое высказывание.

 На этапе самопроверки обучающиеся приобретают умение на основе таблицы строить устное высказывание на лингвистическую тему. Все методические приёмы окажутся эффективными, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач.

 Опорные конспекты  и алгоритмы способствуют логическому осмыслению теоретического материала, формируют аналитические способности обучающихся. Усваивая то или иное правило, ребята продумывают пошаговые действия и составляют самостоятельно инструкцию по работе с ним, что позволяет школьнику контролировать свои действия с тем, чтобы выйти на желаемый результат.  Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном результате могут вернуться к «инструкции» и определить, что они не до конца уяснили для себя и т.д.

Например, при работе над правилом «Слитное-раздельное написание НЕ с существительным» выделяют следующие шаги:

1.     Слово употребляется без НЕ

                   ↓                                     ↓

                  Да ↓                                Нет ↓

2. Есть противопоставление          Пишу слитно

                  Да ↓          Нет ↓

Пишу раздельно       3. Можно заменить синонимом

                                                Да ↓                       Нет ↓

                                                Пишу слитно        Пишу раздельно

        Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике работы эффективно использование на данных этапах таких приемов обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.

        Синквейн – 5-строчное стихотворение, построенное определенным способом:

1-ая строка – тема стихотворения, выраженная существительным;

2-ая строка – описание темы в двумя прилагательными;

3-ья строка – описание действия темы тремя глаголами;

4-ая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к  теме;

5-ая строка – одно слово – синоним к первому слову, характеризующее суть предмета или объекта;

Синквейн позволяет решить сразу несколько задач:

·        изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой

·        этот прием позволяет проверить, как учащиеся запомнили важнейшие понятия темы;

·        синквейн можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста.

Так, на уроке по теме: «Имя числительное» детям было предложено выразить тему урока уже известным им   жанром – синквейн.

 

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Порядковое,  количественное.

Пишется, читается, изменяется.

С интересом нами изучается.

Нравится.

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных этапах урока: для стимулирования мыслительной деятельности, для структурирования учебного материала, при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Так, работая над образом Левши по сказу Лескова, ребята составляют характеристику героя с помощью кластера.

Коллективная деятельность учащихся организуется в форме «дебатов», «мозгового штурма», с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием использую тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы.

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий