Факультатив "Знай и люби родной язык"

7_Факультативный курс_"Знай и люби родной язык"_17.06.2022
Тема: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Цель: повторение изученного материала
1. Посмотрите видеоматериал ЗДЕСЬ
2.Выполните тест
Результатом теста поделитесь с учителем ВК личным сообщением
7_Факультативный курс_ "Знай и люби родной язык"_10.05.2022
Тема: Богатство и выразительность русского языка
Цель: дать учащимся представление о богатстве русского языка и речи.
1. Посмотрите видеоматериал

2. Ознакомьтесь с теоретическим материалом 

         В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?

Первый критерий богатства речи – это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а, прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов в русском языке многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи. Многие слова русского языка имеют одновременно несколько значений. Такое явление называется многозначностью, или полисемией. Например, у слова золотой следующие значения: 1) сделанный из золота (золотые украшения); 2) цвета золота, желтый (золотые волосы); 3) очень хороший, ценный (золотой работник); 4) счастливый, радостный (золотая пора юности) 5) дорогой, любимый (золотая  моя девочка). Связь между этими значениями очевидна: название одного понятия как бы перенесено на другое. Первое значение является прямым, остальные – переносными.

Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности, живости речи. Например, в тексте может быть повторено многозначное слово, которое, однако, выступает в разных значениях: Поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь. (М. Цветаева).

Сколько надо отваги, чтоб играть на века,

Как играют овраги, как играет река,

Как играют алмазы, как играет вино,

Как играть без отказа иногда суждено.

(Б. Пастернак)

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. Яркое речевое оформление мыслей и чувств поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя к речи.

            Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной.

Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности). 


7_Факультативный курс_ "Знай и люби родной язык"_20.05.2022
Тема: Архаизмы
1. Посмотрите видеоматериал
2. Ознакомьтесь с архаизмами ЗДЕСЬ
3. Выполните упражнение


 
Скрином упражнения можете поделиться с учителем ВК личным сообщением.


 7_ Факультативный курс "Знай и люби родной язык" _13.05.2022
Тема: Неологизмы языковые и авторские
Цель: знать причины появления новых слов в активном употреблении, уметь находить новые слова и правильно использовать их в речи.
1. Теоретическая часть  для ознакомления

Неологизмыэто слова, которые являются абсолютно новыми лексическими единицами для данного исторического периода.

Главным признаком неологизма является абсолютная новизна для большинства носителей языка. Слово находится в состоянии неологизма очень непродолжительное время. Как только слово начинает активно употребляться, оно теряет признак новизны и постепенно входит в лексическую систему языка в качестве общеупотребительного.

Лексика русского языка постоянно пополняется новыми словами. Крепнут международные связи страны, происходят изменения в культурной жизни, появляются новые виды спорта. Все это находит отражение в языке.

Новые слова, или неологизмы (от греч. neos- новый, logos – слово) появляются ежечасно, ежеминутно, но не все слова сохраняются в человеческой памяти, фиксируются в различного рода справочниках.

Виды неологизмов

Языковые неологизмы – это слова, которые возникли как названия для новых предметов, явлений, понятий, не имеющих ещё названия в языке, или как новые названия для уже существующих предметов или понятий (имидж, маркетинг, пиратский – «нелицензионный»)

Языковые неологизмы используются носителями языка в их повседневной речи, они многим известны и понятны. Если существование языкового неологизма оправдано, довольно скоро неологизм входит в активный словарный запас.

Лексические неологизмы- новые слова, появившиеся в результате различных модификаций

К примеру, много лексических неологизмов появилось в советскую эпоху: домком, колхоз, жилтоварищество, октябрята и др.

Семантические неологизмы – это широко известные слова из активного запаса лексики, получившие новое значение. Например, у В. Даля «товарищ» - дружка, сверстник, ровня в чём-либо, однолеток (товарищ детства). А вот в советскую эпоху слово «товарищ» приобрело новое значение – гражданин в советском обществе. Другие примеры: зебра-животное и зебра – разметка на дороге, штрих – начертание и штрих – корректирующая жидкость.

Окказионализмы (авторские неологизмы) – индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Например: М.Е. Салтыков-Щедрин: благоглупость, головотяпство; В. Маяковский: громадьё, декабрый, молоткастый; С.Есенин: вылюбить, звень; В. Хлебников: восторгокрылый, смехачи. Неологизмы подобного типа «прикреплены» к контексту, они постоянно не употребляются.

Потенциальные слова – это слова, которые уже созданы, но ещё не закреплен традицией словоупотребления, или могут быть созданы по образцу существующих в языке слов (возражатель, повторятель, дильфиниха, тусклость и т.п.)

Со словарем наиболее употребляемых неологизмов ознакомьтесь ЗДЕСЬ

2. Практическая часть
2.1. Игра "Неологизмы 21 века" (результатом можете поделиться ВК личным сообщением с учителем)

06.05.2022
Тема: Устаревшие слова, историзмы.
Цель: углубить знания об историзмах.
1.Теоретический блок.
1.1. Посмотрите видеоматериал
2. Практический блок
2.1. Выполните задание, результатом можете поделиться с учителем ВК личным сообщением




 
 29.04.2022
Тема: Устаревшие слова, их употребление в речи.
Цель: проследить употребление устаревших слов в художественном произведении.
1. Теоретический блок
1.1.Посмотрите видеоматериал

2. Практический блок
2.1. Выполни задание (результатом поделитесь с учителем ВК личным сообщением).




22.04.2022
Тема: Лексика ограниченного употребления. Термины.
Цель: показать роль терминов в тексте.
1. Посмотрите видеоурок
2. Выполните онлайн упражнения (результатом можете поделиться ВК личным сообщением).

 01 апреля 2022
Тема: Виды омонимов
Цель: познакомиться с видами омонимов, научиться различать их.
1. Теоретический блок

Омографы и омофоны

Еще два типа слов в русском языке, которые некоторые лингвисты (но не все) относят к разновидностям омонимов.

Омографы – это слова, которые пишутся одинаково, но при этом звучат по-разному (по большей части из-за того, что в них по-другому ставится ударение). Термин также греческий и состоит из «homos» (одинаковый) и «grapho» (пишу).

  1. АТЛАС (сборник карт или таблиц) и АТЛАС (вид ткани)
  2. ЗАМОК (средневековое сооружение) и ЗАМОК (запирающее устройство)
  3. МУКА (перетертые злаки) и МУКА (переживание)
  4. ОРГАН (человеческий) и ОРГАН (музыкальный инструмент)
  5. СЕЛО (поселение) и СЕЛО (солнце)
  6. ПАРИТЬ (в бане) и ПАРИТЬ (в воздухе)
Омофоны – противоположность омографов. Они звучат одинаково, а вот пишутся по-разному. Слово также греческое – «homos» (одинаковый) и «phone» (звук).
  1. ПЛОД – ПЛОТ
  2. ПОРОГ – ПОРОК
  3. СТОЛБ – СТОЛП
  4. КОД – КОТ
  5. ГРИПП – ГРИБ
Это интересно:

Примеры слов-омонимов в литературе

Не так часто, но некоторые писатели и поэты прибегают к помощи омонимов. Например, чтобы создать рифму. К примеру, отрывок из Пушкина:

А что же делает супруга
Одна, в отсутствии супруга?

В данном случае слово СУПРУГА обозначает в первом предложении женщину (жену), а во втором мужчину (мужа).

Или вот у Брюсова:

Закрыв измученные веки,
Миг, отошедший, БЕРЕГУ.
О, если бы так стоять во веки
На этом тихом БЕРЕГУ.

В данном случае, первое слово – это одна из форм глагола БЕРЕЧЬ, а второе – это БЕРЕГ какого-то водоема, употребленный в винительном падеже.

Омонимы в загадках, анекдотах, каламбурах

На основе омонимов создано очень много загадок.

  1. В небе зигзаг начертил след огня. В юбке ничто не заменит меня. (МОЛНИЯ)
  2. Их из металла отливают, и с деревьев они опадают. (ЛИСТЬЯ)
  3. Вот этим прибором будет есть. А тем прибор подключим в сеть. (ВИЛКА)
  4. Мне без дела не сидится, я в руках у мастерицы. И кружусь как непоседа в колесе велосипеда. (СПИЦА)
  5. Без нее дверь не открыть и письмо не настрочить. (РУЧКА)
  6. Как причина выступаю и конем я управляю. (ПОВОД)
  7. В нем патроны берегут и продукты продают. (МАГАЗИН)
  8. Из нее едят варенье и от тока огражденье. (РОЗЕТКА)


2. Практический блок
2.1. Для закрепления знаний пройдите тест Виды омонимов


25 марта 2022
Тема: Омонимы
Цель: углубить знания об омонимах, научиться определять из значение
    Русский язык считается одним из самых сложных языков нашего мира. Мы изучаем его с самого раннего детства и изучению этому нет конца. Иностранцы, которые пытаются выучить наш язык, нередко сталкиваются с очень тяжелыми для них темами и правилами.
    Одной из таких тем можно назвать омонимы. Мы начинаем изучать виды омонимов ещё в начальной школе, примерно во 2-м или 3-м классе и запоминаем новые детали всю жизнь.
    Омонимами в русском языке называют слова, схожие по произношению и написанию, но имеющие абсолютно разное значение. Самыми простыми примерами омонимов являются такие слова как: лук (овощ) и лук (оружие), зАмок (сооружение) и замОк (дверной).
    ВАЖНО! Очень часто в русском языке путают омонимы и многозначные слова. Многозначные слова отличаются тем, что имеют несколько схожих между собой значений. Например, колокольчиком можно назвать маленькую версию колокола, а также - цветок. Омонимы же имеют между собой абсолютно разное значение.
    В лексике русского языка различают полные и неполные омонимы. Если количество форм совпадает полностью, их называют полными.Если нет - неполными. Полным омонимом является слово "Кисть". И в значении "рука" и в значении "малярная кисть" имеет одинаковое количество форм, как в единственном и множественном числе, так и в различных падежах.
    Неполным можно назвать слово "Лук". В значении "овощ" оно имеет одинаковое количество форм с единственным числом в значении "оружие". У лука-овоща нет множественного числа, поэтому эти формы совпадать не могут. Таким образом определяется является ли слово полным или неполным омонимом.
Примеры омонимов:
гра­фик (план рабо­ты) — гра­фик (худож­ник);
пла­ни­ро­вать (плав­но сни­жать­ся) — пла­ни­ро­вать (состав­лять планы);
гладь озе­ра (ров­ная поверх­ность) — гладь (род вышивки);
застав­лять (при­нуж­дать) — застав­лять (заго­ра­жи­вать);
наряд (оде­я­ние) — наряд солдат;
сре­да оби­та­ния — сре­да (день недели);
стан (туло­ви­ще) — поле­вой стан (место стоянки);
гра­на­то­вый сок — гра­на­то­вый браслет;
суш­ка (от сушить) — суш­ка (малень­кая баранка).
Значения слов-омонимов объясняются в толковых словарях.
Задание: разгадайте кроссворд по теме "Омонимы", в случае успеха сделайте скрин и пришлите учителю ВК личным сообщением.
 

 11 февраля 2022
Факультативный курс "Знай и люби родной язык"
Тема занятия: Слово и его лексическое значение.
Цель занятия: совершенствовать умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; формирование представлений о способах определения лексического значения слова; научиться определять лексическое значение слов нескольким способами, работать с толковым словарем.
1.1. Теоретический блок
1. Поработай с презентацией
1.2. Рассмотри таблицы, сделай ОК (в тетради для факультативных занятий).


2.1. Практический блок.
1. Сыграй в интерактивную игру, проверь свои знания.


04 февраля 2022 
Факультативный курс "Знай и люби родной язык"
Посмотрите видеоурок: 

Выполните тестовую работу (сфотографируйте и пришлите ВК учителю личным сообщением)

1. Какое утверждение является неверным?

а) Наречие - неизменяемая часть речи.

б) Наречие в предложении может быть любым членом предложения.

в) Наречие может обозначать признак действия, признак другого признака, признак предмета.

г) Наречия образуются от разных частей речи.

2. Укажите словосочетание, в котором НЕ пишется со словом раздельно.

1) поступить (не)обдуманно

2) написать (не)брежно

3) отвечать далеко (не)вежливо

4) работать (не)прерывно

3.  Укажите слово, в котором пишется буква А.

а) объяснить доходчив..;

б) глядит испуганн..;

в) посмотреть доверчив..;

 г) начинать снов.. .

4. Укажите слово, на конце которого не пишется Ь.

а) сплош..; б) навзнич..; в) невтерпёж..; г) настеж.. .

5. В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

а) В мае была организова..а экскурсия.

б) Матрос говорил взволнова..о.

в) Конференция прошла очень организова..о.

г) На уроке ученица рассея..а.

6. Укажите слово, которое состоит из одной приставки, корня, суффикса.

а) неподвижно; б) необдуманнов) по-дружескиг) справа.

7. Соотнесите наречия и их смысловые группы.

1) сегодня;                                    а) образа действия;

2) слишком;                                  б) места;

3) сослепу;                                    в) времени;

4) исподтишка;                             г) цели;

5) громко;                                      д) причины;

6) вблизи.                                      е) меры и степени.

8. Образуйте всевозможные формы степеней сравнения наречия КРАСИВО.

9. Замените данные фразеологизмы наречиями.

а) положа руку на сердце -

б) рукой подать -

в) при царе Горохе -

10. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Детство и юные годы поэта Тараса Шевченко были тяж..лыми, и (н..)откуда было ждать ему помощи. Но (н..)какие трудности  (не)убили в нем стремления стать живописцем. Долго (не)мог юноша (н..)куда устроит(?)ся. Сначал.. он работал поваренком у помещика, затем комнатным казачком. Занимат(?)ся рисованием было (н..)когда. Шевченко ждал случая, когда дома (н..)кого (не)будет и (н..)кто (не)помешает  ему рисовать. Раз неожида(н,нн)о вернулся помещик. (Н..)сколько (не)задумываясь, он приказал выпороть Тараса. (Н..)сколько лет хлопотал известный художник Брюллов об освобождении  талантливого юноши.






19 ноября 2021


7_Факультатив "Знай и люби родной язык".
Тема: Приемы звукописи
Цель: ознакомиться со звуковыми особенностями русского языка; звуковым строем русского языка.






Ознакомьтесь с таблицами. Вспомните, что такое звукопись, изучить основные приемы звукописи.



















Посмотрите обучающее видео

Поиграй по ссылке ЗДЕСЬ

Сделай фото выполненного задания,пришли ВК личным сообщением учителю в течение дня 19 ноября 2021.

Комментариев нет:

Отправить комментарий