8_Русский язык_ 2 группа

 Тема урока: Описание памятника культуры
Крупнейшим культурным центром Донбасса является Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской (ДРУНБ). Находится она в самом центре нашей столицы, на пересечении улицы Артема и бульвара Шевченко.


Библиотека была основана 2 августа 1926 года и называлась Сталинская центральная городская библиотека. В 1936 году начато строительство специального помещения для Сталинской  областной библиотеки по проекту Харьковского института "Гипроград", архитектор - Эммануил Львович Гамзе - инженер, член Союза архитекторов СССР. В этом здании библиотека размещается и сегодня.
Это очень интересное в архитектурном плане сооружение. Оно создано в стиле сталинского ампира, величественно смотрится среди современного пейзажа на фоне голубого донецкого неба.

Здание имеет периметральную планировку и богатый декор: массивные деревянные входные двери, вход оформлен коринфскими полуколоннами, увенчанными разными капителями. По фасаду - барельефные портреты писателей-классиков (скульптор Н. Гинзбург): М. Ломоносова, В. Белинского, Т.Г. Шевченко, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В.В. Маяковского, А.М.  Горького. у входа находились две скульптуры, которые, к сожалению, до наших дней не сохранились.
Во время Второй Мировой войны библиотека была разграблена, само здание также пострадало. Но уже в 1943 году, после освобождения Донбасса, библиотека начала обслуживание читателей, по крохам восстанавливая и собирая свои фонды.

Работы по восстановлению и реконструкции довоенного здания библиотеки закончились в 1955 году.
В настоящее время областная библиотека имени Н.К. Крупской представляет собой крупнейший культурный центр Донбасса. Здесь собран огромный массив печатной продукции,доступный для всех жителей региона.
Дополнительный материал ЗДЕСЬ
Примерный план описания памятника культуры


Тема урока: Смысловой анализ текста
Цель урока: развивать знания, понятия и действия, которые необходимы для лингвистического анализа текста.
1. Теоретический блок 
1.1. Посмотрите видеоурок

1.2. Выполните все задания по уроку (текст к уроку  выделен красным цветом )

Каждый день современный мир обрушивает на нас огромный объем информации. В повседневной жизни, на уроках мы сталкиваемся с текстовой информацией разной по объему и содержанию. Каждый учитель на своём уроке дает задание: прочитайте текст, найдите главную и второстепенную информацию. А как это сделать? Как избежать трудностей?

Прежде чем начать работу с текстом я должна вам напомнить, что процесс чтения делится на 3 части:

1. До момента чтения (когда читающий знакомится с текстом, с заголовком); 2. Непосредственно сам процесс чтения;

3. Постчтение (после чтения), когда читающий мысленно обращается к прочитанному, задумывается над проблемами текста.

Прежде чем перейти непосредственно к работе с текстом, посмотрите на слайд: Как вы думаете, кто изображён на снимке?(Ф. Шаляпин) Попытайтесь извлечь информацию из фотографии. Сделайте предположения.

Давайте вспомним, с чего начинается чтение? (с просмотра)

1 тип: ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ (общее знакомство с текстом).

Что мы можем сказать о тексте?

-небольшой по объёму

-4 абзаца (4 микротемы)

-текст без названия

-в нем есть имена собственные и даты

-в конце предложений стоят точки. Это повествовательные предложения.

2 тип: ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ (читаем текст полностью, жужжащее чтение, в полголоса)

Мы видим, что текст без названия. Давайте придумаем заголовок, который наиболее полно передаёт основную идею текста. Т.е что такое заголовок?  - это прогнозирование содержания текста.

Вспомним требования к заголовку текста:

1.     Заголовок должен сообщить читателю, о чём статья, и побудить его эту статью прочесть.

2.     Он должен быть ясным, понятно сформулированным, не противоречить содержанию текста.

3.     Возбуждать интерес читателя.

      Чтобы правильно придумать заголовок, давайте определимся, какова основная мысль текста? (Шаляпин – выдающийся русский певец, актёр и режиссёр)

      Как можно озаглавить текст, учитывая его основную мысль? (Ф.И Шаляпин).

     Следующим шагом будет построение плана. Для чего нужен план?

1.     Помогает лучше понять тему текста.

2.     Воспроизвести хронологию событий.

3.     Сохранить последовательность изложения.

Давайте обратимся к тексту. Воспользуемся следующим типом: ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ. Читаем 1 абзац.

1.     Шаляпин – выдающийся деятель искусства.

2.     Шаляпин – певец.

3.     Шаляпин – актёр, режиссёр, художественный руководитель театра.

4.     Шаляпин – мастер своего дела.

Идём дальше. Предлагаю вам поработать в парах и воспользоваться  ПРИЁМом: ВЕРНО ЛИ, ЧТО… Этот приём предусматривает максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление.

Верно ли, что…

верно

Не верно

верно

Не верно

для проверяющего

1.     У Фёдора Шаляпина был прекрасный по тембру голос – баритон?

 

 

 

 

2.     В начале своей карьеры Шаляпин выступал сольно?

 

 

 

 

3.     Для Шаляпина важна была гармония между музыкальной и психологической характеристикой образа?

 

 

 

 

4.     Шаляпин был руководителем Мариинского театра?

 

 

 

 

5.     Шаляпина привлекали исторические образы: Борис Годунов, Иван Сусанин?

 

 

 

 

 

Предлагаю поработать с КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ текста. ПРИЁМ «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА»(наиболее важные слова в тексте). Александр Блок говорил, что текст – это покрывало, растянутое на нескольких колышках. Ключевые слова – и есть те самые колышки. Если правильно их найти, то не составит никакого труда восстановить весь текст. Как найти ключевые слова? Обычно это главные члены предложения либо один из них.

1.     Мировое признание.

2.     Пел в хоре

3.     Сольное исполнение

4.     Великий актёр, режиссер, художественный руководитель театра.

5.     Галерея исторических образов.

Составление КЛАСТЕРА

Что такое кластер? (графическая организация текста)

По середине чистого листа пишем  ключевое слово, которое объединяет все микротемы текста.

 

 

 

                           

 

 

      Вернёмся к тексту. Предлагаю вашему вниманию следующий приём смыслового чтения «ЧТЕНИЕ В КРУЖОК» - проверка понимания читаемого текста. Один ученик читает абзац. Остальные должны придумать вопросы к этому абзацу и проверить, понимает ли читающий текст.

 

ПРИЁМ «ПЕРЕПУТАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Задание: Расположите перепутанные фрагменты текста в правильной последовательности.

1.     С юношеских лет Фёдора Шаляпина влекло к искусству.

2.     Шаляпин создал целую галерею гениальных образов оперного репертуара: царь Б. Годунов, Иван Сусанин, царь Иван Грозный.

3.     Фёдор Иванович Шаляпин – великий российский певец, получивший мировое признание, актёр, обладающий огромным талантом.

4.     Фёдор Шаляпин был не только певцом, но и великим актёром.

5.     Фёдор Шаляпин оставил неизгладимый след в истории русской и мировой культуры.

 

       Ребята, вам, конечно, каждому хотелось, чтобы у вас была литературно грамотная речь, чтобы вы выражались не только простыми, но и сложными предложениями.

Задание: Прочитайте простые предложения. Объедините их в сложные, используя союзы ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, союзное слово КОТОРЫЙ.

1.     Шаляпин был наделён от природы прекрасным тембром. Он был богат разнообразными оттенками.(КОТОРЫЙ)

2.     Своим появлением на сцене Шаляпин внёс в оперное искусство нечто новое. Он сумел найти гармонию между музыкальной и психологической характеристикой образа (ПОТОМУ ЧТО)

3.     Шаляпин многое сделал для российского искусства. Он являлся художественным руководителем Мариинского театра. (ПОЭТОМУ)

 

Очень интересный приём осмысления информации предложил американский психолог и педагог Бенджамин Блум. Приём называется РОМАШКА БЛУМА. На ней 5 лепестков, на которых записаны вопросы разных типов.

ЦЕЛЬ: С помощью 5 вопросов выйти на понимание содержания в тексте информации.

ПРОСТЫЕ. (проверяют знание текста)

             Как звали великого русского певца, актёра, режиссёра, художественного руководителя театра? (Фёдор Иванович Шаляпин)

             Назовите театр, в котором Шаляпин был художественным руководителем? (Мариинский театр)

УТОЧНЯЮЩИЕ (провокационные вопросы. Требуют ответа «да» и «нет»)

             Правда ли, что первую сольную роль Шаляпин сыграл в опере «Евгений  Онегин»? (да)

              Если я правильно понял. Шаляпина привлекали исторические образы русских царей? (да)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ (используются для анализа текста)

             Почему Шаляпину удавалось точно перевоплощаться в создаваемый образ? (гармония музыкального и психологического образа, сам себя гримировал)

 ТВОРЧЕСКИЕ

            Что бы произошло, если актёр, исполняющий роль царя, ничего не знал бы о своём герое?

            Что бы изменилось, если бы Шаляпин, обладая прекрасным голосом, не умел подать себя как актер?

ОЦЕНОЧНЫЕ

            Как вы относитесь к театру?

            Что лучше театр или кинематограф и почему?

Текст к уроку

 

         Фёдор Иванович Шаляпин – великий российский певец, получивший мировое признание, актёр, обладающий огромным талантом, волей и трудолюбием. Он был наделён от природы прекрасным по тембру голосом – басом, который был богат разнообразными звуковыми оттенками.

        С юношеских лет Фёдора Шаляпина влекло к искусству. Он пел в хоре, потом ему начали поручать небольшие роли в оперных спектаклях. Своим появлением на сцене Шаляпин внёс в оперное искусство полную гармонию между музыкальной и психологической характеристикой образа. До него это не удавалось ни одному оперному певцу. Первую сольную роль в опере «Евгений Онегин» Шаляпин исполнил в марте 1890 года.

        Фёдор Иванович был не только великим певцом, но и великим актёром. Уже на репетициях он полностью перевоплощался в создаваемый им образ. Прекрасно владея искусством грима, он всегда гримировал себя сам. В опере Шаляпин участвовал не только как артист, но и как режиссёр. В 1918  - 1921 годах Фёдор Иванович Шаляпин является художественным руководителем Мариинского театра.

       Шаляпин создал целую галерею гениальных образов оперного репертуара: царь Борис Годунов, Иван Сусанин,  царь Иван Грозный и другие. Фёдор Иванович Шаляпин оставил неизгладимый след в истории русской  и мировой культуры.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий